Цикл интервью под названием «Что для тебя Правоберега?» завершает статья, посвященная автору этой идеи. Сергей Симанов и Ярослав Кяйвяряйнен поговорили о мире любителей и мире профессионалов.
- Сергей, ну вот и все. Позади долгий и трудный сезон, который для «Дружины» стал золотым, а для тебя лично отметился новыми вызовами и достижениями на судейском и журналистском поприщах. Готов ненадолго сменить свою роль и побыть на месте человека, которому приходится отвечать на вопросы?
- Да, Слава, конечно, готов. Публичность - это часть спорта, пусть даже и любительского. Ведь все мы в Правобереге стремимся к тому, чтобы все было по-взрослому.
- По правде говоря, не все и не сразу. Раз уж разговор сам завернул в это русло, то поговорим о событиях самых свежих. В минувшее воскресенье, в ничего не решающем с турнирной точки зрения матче 30-го тура против «Металлурга» - второй команды дивизиона, «Дружина», вышедшая на поле в ранге чемпиона, уступила. Каким было отношение твоей команды к этому матчу? Держали в голове, что матч вполне мог бы иметь не просто спортивный, а даже золотой характер, не допусти «Металлург» из-за недостаточно серьезного отношения ряда нарушений регламента в начале сезона, за которыми последовало снятие очков с команды?
- Нет, этого в голове не держали. Но матч все равно был для нас принципиальным, очень не хотелось проигрывать «Металлургу» второй раз в сезоне, и очень хотелось выиграть все матчи второго круга. Так что, бились по серьезному, но уступили в равной борьбе достойному сопернику из-за трех лично моих ошибок. Конечно, если бы матч имел турнирное значение, мы бы не позволили себя такую роскошь, как играть без основного голкипера.
- Знаешь, ведь у моего «Авантюриста» в Премьер-лиге сложилась схожая ситуация - мы не попали в стыковые матчи и обошли «Динамит» в том числе благодаря технической победе, полученной в очном матче, сыгранном еще летом - соперник тогда заиграл дисквалифицированного игрока и подарил нам три очка, которые по осени оказались решающими. Признаюсь, осознавать «кабинетный» характер этих трех очков нам в команде неприятно, однако же, каждая команда должна сама отвечать за свои действия, главное, чтобы правила были едины для всех. Выходит, что борьба за победу происходит не только в течение 60 минут игрового времени, получить или потерять очки можно уже в процессе подготовки к матчу. Какова, на твой взгляд, важность организационной составляющей в любительском футболе? Как с этим обстоят дела в «Дружине»?
- А нам никто очков не дарил. Мы все свои очки добыли на поле, на нас даже в меньшинстве никто не приезжал. А кто там кому и как дарит очки, я не знаю. У нас все чисто и прозрачно. Ни разу за сезон у нас не было на игре меньше семи человек. Конечно, роль организации в команде очень важна. Команда должна быть объединена целью, можно даже сказать, - идеей. На неделе каждый из наших игроков с нетерпением ждет следующего матча, а те, кто по каким-то причинам не могут принять в нем участие, кусают себе локти. Мы, по сути, живем от игры к игре. Так или иначе, в организации помогают все ребята, ведь мы объединены одной целью. Ну а больше других, конечно, - мой помощник Олег Гордин, с которым мы и собирали этот состав. Собирали, кстати, очень тщательно, чтобы на каждую позицию у нас было по два сильных игрока, которые, при этом, еще и хотят играть и регулярно ездят на игры. Это позволило избежать проблем с составом на протяжении всего чемпионата, у нас в команде нет балласта.
Трансферы в «Дружине» осуществляются точечно (на фото вместе с Сергеем - Михаил Ботягов)
- Можешь подробнее рассказать о формировании нынешней команды? В прошлом году, когда у «Дружины» наметились проблемы, можно было подумать, что команду ждет незавидная участь (какая постигла, например, других правобережных «стариков» - команду «РИЛ»). Тогда ты делился своими планами начать что-то новое, подумывал взять шефство над детской командой. Однако, за этим последовало очень уверенное выступление «новой Дружины» в Зимнем чемпионате, и, невзирая на скептическое отношение части наблюдателей, не предрекающих добившимся успеха на снегу игрокам ничего хорошего в регулярном чемпионате, - теперь и победа в дивизионе Шпынева и возвращение в Первую лигу. Как за такой небольшой срок стал возможен такой подъем? Свои дальнейшие планы связываешь именно с этой командой? Если да, то, какие именно?
- Если не выгонят, то да, с этой, конечно. Определенные сдвиги к лучшему появились еще в конце прошлого сезона, когда вернулся из армии Олег Гордин и привел в команду Женю Лукина. А тут Кирилл Галушкин и Олег Бубнов предложили собрать команду на зимний турнир 8х8 в шатре. Подтянулись Женя Шукшин и Костя Власов из «К.О.», Коля Белов из «Грозных», Леха Ульянов из «Ривера». Из старой гвардии остались Леха Кузнецов, Никита Слюсарев и Саня Никитин, которого мы, наконец, смогли поставить в ворота, так как у нас набралось достаточное количество полевых игроков. Эта перестановка оказалась во многом ключевой, - Саня в воротах для нас больше, чем полкоманды. Попутно заявились в зимнюю Правоберегу. Ну и, понеслось. Игра стала получаться, стали вторыми на зимнике. В итоге, даже те ребята, кто изначально приходил только на зиму, решили остаться в команде. Потом по разным причинам за команду перестали выступать Кузнецов, Бубнов и Галушкин, им на замену были точечно взяты Коля Кудряшов, Вова Атляков и Миша Ботягов, так что глубину скамейки мы не потеряли. Грамотное комплектование, плюс сумасшедшее желание ребят побеждать и четкая организация в итоге и дали тот результат, который мы имеем сейчас. В восьми турнирах за год мы шесть раз поднимались на пьедестал. Но для меня гораздо важнее другое - у команды начал появляться стиль, игра постепенно становится узнаваемой, а это именно то, к чему я стремлюсь.
- Видно, что дело в этой «Дружине» с самого начала было поставлено на верный лад, отношение игроков к делу и коллективу бросается в глаза по некоторым моментам. Так, перед каждым матчем команда встает в круг на установку; многие ребята приезжают на матчи со своими девушками, и те не исполняют номер, а активно переживают за команду (например, на ставший для вас золотым матч с Победой, ты сам привез на стадион своих жену и сына); запоминающимся стало и исполнение обещанного тобой ритуала - после игры 29-го тура ты, хотя и мог в последний момент поступить по-газзаевски, прямо на поле наголо побрился в честь победы «Дружины» в чемпионате. Можешь рассказать об этих, а может и каких-то других моментах единения, которые нам не известны, формирующих из игроков «Дружины» по-настоящему сплоченную команду?
- Ну, по сравнению с «Балтийскими Берегами» наша группа поддержки достаточно небольшая и тихая. А так, конечно, регулярно бывают на матчах наши с Никитой Слюсаревым жены (у Никиты с Женей, кстати, достаточно скоро намечается пополнение в семье, и это событие, я думаю, мы, как всегда, дружно отметим), девушки Коли Кудряшова, Сани Никитина, Андрюхи Андрианова. Извините, если кого забыл. Приходят поболеть друзья, товарищи из других команд. Но самая главная наша болельщица - это, безусловно, девушка Жени Шукшина - Марина Чернова. Она в этом сезоне, по-моему, вообще почти не пропускала матчей, приезжала даже на те, где не было Женьки. От лица команды хочу сказать ей большое спасибо, как, впрочем, и всем, кто за нас переживает. Поверьте, ваша поддержка очень важна для нас, особенно, учитывая, что недоброжелателей в лиге у нас тоже хватает. Никаких особых секретов и ритуалов у нас нет. Просто все ребята в большей или меньшей степени общаются между собой по жизни, многие дружат. Регулярно собираемся выпить вместе, обсудить дела наши насущные - это тоже объединяет. Главное, что на поле все подчинено одной цели. Все всё понимают, никто не обижается на количество игрового времени, каждый знает, что может сегодня сыграть 10 минут, а завтра все 60. Это, кстати, было одним из самых интересных моментов в формировании этой команды - научить всех ребят думать, в первую очередь, не о своих интересах, а о командных. С кем-то в этом плане было легче, с кем-то сложнее. Но сейчас, вроде, все хорошо с этим. В круг перед игрой первым предложил вставать Саня Никитин, фишка прокатила и стала ритуалом. Я тоже подстроился и стал объяснять какие-то нюансы игры соперника и объявлять состав не на скамейке, а в круге. Как родилась традиция, когда я спрашиваю: «Кто мы?», а команда отвечает: «Дружина!», даже и не вспомню. Вроде, все как-то раз получилось спонтанно и случайно, и всем понравилось. На самом деле, хорошая тема получилась, помогает настроиться на игру, сплотиться. Насчет моей лысой головы... Ну, обещал ребятам их потешить и выполнил. Не вижу в этом ничего особенного.
С этой командой Сергей хочет вернуться в высший дивизион
- По всему видно, что «Дружина» - действительно особенная команда, а ваш успех не случаен. Приятно наблюдать за вашим развитием, я рад за тебя лично и за тех ребят - игроков «Дружины», с которыми в этом году познакомился, выступая за «Эстетику» в Чемпионате 5х5. Так держать! Я уже поинтересовался, но ты так и не раскрыл, какими будут дальнейшие шаги команды? Где, как и с какой целью будете играть?
- Случайного успеха не бывает. Ничего особенного в нас нет, просто проигрывать не любим. Зимой выходим на правобережный снег, прокачать физуху, продышаться морозным воздухом, а там, как пойдет. Цели во что бы то ни стало победить нет, но и без борьбы сдаваться никому не собираемся. Три-четыре человека в этом турнире играть не смогут по разным причинам. Заменим их игроками из других команд, возможно, даже из вышки, переговоры уже идут. Почти все игроки будут выступать и в Чемпионате 5х5 в шатре, в разных командах. В конце зимы соберемся уже своим составом на кубок от Русь-Спорта, надо как следует подготовиться к Первой лиге. В дорогие турниры решили этой зимой не вписываться. Громких трансферов не ждите, максимум один-два игрока, но они должны соответствовать уровню команды, и даже быть немного лучше, понимать наши требования и подходить под нашу игру. Сейчас возвращается в команду кипер Андрей Уваров, посмотрим на него зимой и сделаем выводы. Я же больше сосредоточусь на организаторской и тренерской работе. Хотя, конечно, поиграть еще хочется, если пригласят в следующем сезоне легионером во Вторую лигу, с удовольствием приму приглашение. Цель на следующий сезон - выход в Премьер-лигу. Пусть это и будет сложно, но я по ней соскучился.
- Помню те ранние годы Правобереги, когда наши команды вместе играли в высшем дивизионе. Ну что же, желаю удачи в намеченных планах. Если позволишь, немного сместим акцент с «Дружины» на тебя лично. В этом сезоне ты много занимаешься общественной работой: подготовил большое число журналистских материалов, благодаря которым дивизион Шпынева стал выделяться в масштабах всей Правобереги по информационному освещению; наряду с Костей Бондаренко руководил сборной дивизиона, преуспевшей в Турнире сборных; а также, ближе к окончанию чемпионата, пополнил состав судейского корпуса, взявшись за свисток. Какова твоя мотивация заниматься всем этим?
- Я просто люблю футбол и все, что с ним связано. Все, что ты перечислил выше, является для меня возможностью реализовать себя в том, чем мне действительно нравится заниматься. Пусть не получилось заниматься спортивной журналистикой на профессиональном уровне, пусть я не стал профессиональным футболистом, тренером, администратором, судьей, но кто мешает, чувствуя в себе определенный талант, и имея огромное желание, заниматься этим на уровне любительском? Насколько я понимаю, получается неплохо. Так почему нет? К тому же, судейство позволяет мне не тратиться на футбол, окупает мои поездки игры и даже вечерний коньячок на Правобереге.
- Пару лет назад в университете, во время сдачи на «удовлетворительно» очередного экзамена, преподаватель спросила меня: «Знаешь, чем отличается любитель от профессионала? У профессионала есть твердые знания. Мало быть хорошим парнем». Мне и, думаю, многим, понятно то, о чем ты говоришь. Все мы здесь - любители футбола, а наша лига - подражание миру профессионалов. Но, получается, действительно, неплохо. О лиге давай и поговорим. Ты не первый год протестуешь против некоторых инициатив организаторов, не скрывая при этом теплого отношения к Правобереге. Тебе ведь есть, с чем сравнивать, так что вот тебе трибуна и давай по-простому: что у нас хорошо, а что плохо?
- Слав, если бы было плохо, наверное, меня бы здесь уже не было. Просто иногда я, как один из старых и немало сделавших для лиги людей, загоняюсь на тему: «А какого черта меня не спросили?». Потом остываю и понимаю, что все вроде бы сделано правильно. Да и вообще, почему меня должны спрашивать? Просто я еще помню, как создавалась лига, и тогда у игроков спрашивали их пожелания, ведь создавалась она вместе с игроками. Но на самом деле я понимаю организаторов, тогда было 12 команд, а сейчас их около сотни, и каждому отдельно мил не будешь. Так что, пусть будет как есть - регламент есть регламент. А в целом ни для кого не открою истину, если скажу, что Правоберега - это сильнейший в городе турнир в формате 6х6. Это факт. Ну и, конечно, для меня очень важна правобережная атмосфера, в создании которой я сам не один год принимал участие. Хотя, конечно, есть многие вещи, с которыми я не согласен, но важно, что они едины для всех, поэтому особо и не спорю. Достаточно честный ответ?
- Если у тебя есть и другие варианты ответа на этот вопрос, главным образом интересуют более честные, то я готов тебя выслушать.
- Можно развить тему шире и перейти на частности, но зачем? Ведь смысл сказанного от этого не изменится.
Сергей постепенно привыкает к новой для себя роли - футбольного арбитра
- Наш разговор подходит к концу. Мне хотелось бы немного вернуться к теме мира любителей и мира профессионалов, и попросить, чтобы ты, в мире Правобереги являющийся сразу игроком, тренером, арбитром и журналистом, в рамках небольшого блиц-опроса назвал тех, чьим примером ты вдохновляешься на своих поприщах. То есть: любимого футболиста, а то и целую команду, чья философия игры тебе наиболее близка; наставника, который вызывает у тебя уважение; судью, который ассоциируется у тебя с честностью и справедливостью; и, наконец, любимого тобой автора или художественное произведение. Я прошу не слишком многого?
- Нет, Слав, не очень много. Сейчас прикину. Как команда, мне очень запала в душу сборная Англии образца ЧМ-1990. Завершающий карьеру великий Питер Шилтон в воротах, Пирс, Паркер, Макмахон, Барнс, Марк Райт, Уоддл, Платт, Гаскойн, Линекер - потрясающий состав и Бобби Робсон на тренерском мостике. Не должна была та команда остаться только четвертой, но так сложилось. Если говорить об игроках, то первое очень сильное впечатление на меня произвел Роберто Баджо - он просто волшебник с мячом. Ну а из действующих игроков, восхищаюсь Стивеном Джеррардом. Как его игрой, так и верностью клубу. Тренер - Юрий Андреевич Морозов, человек, который умел раскрывать молодые таланты как никто другой. Вспомнить хотя бы его бронзовый «детсадовский Зенит». Из судей очень нравится работа Говарда Уэбба. Очень строгий, но при этом дающий бороться арбитр. Автора, наверное, одного не назову. Да даже и двух-трех будет мало. А книга? Книга, безусловно, - «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, ну и «Демиан» Германа Гессе.
Своего сына Витю Сергей с юных лет научил пользоваться волшебным шкафом
- Сергей, спасибо за ответы. Думаю, имена наших кумиров в некоторой степени характеризуют и нас самих - они олицетворяют то, к чему мы стремимся; то, что мы считаем важным. Закругляясь, я хотел бы поблагодарить тебя за все, ты делаешь для своей команды, для лиги, для себя самого - за твою любовь к футболу. Это интервью становится последним в твоем собственном цикле работ, и я не могу закончить его другим вопросом: что для тебя Правоберега?
- Правоберега - это моя маленькая параллельная реальность. Некий мир, который существует отдельно от моей жизни. Что-то вроде моей Нарнии.
Автор Ярослав Кяйвяряйнен